Собор Парижской Богоматери в Париже — история и практическая информация




Собор Парижской Богоматери в Париже — история и практическая информация

ВНИМАНИЕ! 15 апреля 2019 года верхняя часть собора была охвачена пожаром, в результате которого обрушились шпиль и крыша. Насколько велики потери, пока неизвестно — на первых фотографиях видно, что часть склепа, весь каркас здания и башни сохранились. К счастью, самые важные реликвии и артефакты из сокровищницы собора были спасены. Вероятно, были разрушены красивые витражи и величественный орган. Президент Франции объявил, что собор будет отстроен заново. Сбор средств уже начался, но пройдет много лет, прежде чем туристы вернутся внутрь и увидят храм целиком.

Немногие архитектурные памятники оставляют такой след в литературе и искусстве, как Собор Парижской Богоматери в Париже . Он уже вдохновил людей средневековья, прославился благодаря роману Виктора Гюго «Собор Девы Марии в Париже», написанного Давидом, Доре и Матиссом. Ежегодно через его интерьер проходят более 13 миллионов туристов, что делает собор одной из самых посещаемых церквей в мире .

История собора Парижской Богоматери в Париже

Согласно легендам, когда-то на острове Сите были языческие храмы. После крещения франкского правителя Хлодвига святыни старых богов были преобразованы в христианские церкви. Также на Сите, преемнике Хлодвига, Хильдеберт построил базилику ( или приказал перестроить языческое здание ). Информацию о нем можно найти в нескольких источниках, например, Григорий Турский в своем труде «О славе верующих» упоминает, что Парижский собор стоял на могиле какого-то забытого святого.

Эта церковь была сожжена во время нашествия викингов в 857 году , но довольно быстро на ее месте была возведена новая скиния. В 12 веке епископ Морис де Салли посчитал этого недостаточным и решил построить здесь собор, достойный королей.

Краеугольный камень должен был быть заложен в 1163 году папой Александром III , находившимся в изгнании во Франции. На строительство ушло более 180 лет , датой завершения считается 1345 год. В течение следующих 300 лет храм выполнял свои функции без серьезных архитектурных изменений (гугеноты нанесли небольшой ущерб).

Некоторые модификации были внесены только в 17 веке. Некоторые из них кажутся довольно противоречивыми с сегодняшней точки зрения, например, нарушение одной из барабанных перепонок для более эффективного шествия. Однако наибольшие разрушения были нанесены XVIII веком и Французской революцией. Многие статуи были разрушены, некоторые алтари, знаменитая Галерея королей была повреждена, а крыши башен были сняты. Была даже идея снести собор, но местные жители воспротивились им, опасаясь, что снос нанесет ущерб их домам. Изначально в соборе размещался атеистический Храм Разума, затем Храм Всевышнего , а затем склады.

Последний сохранил несколько средневековых алтарей — они были покрыты высокими полками и просуществовали до 1845 года. Именно тогда началась реставрация разрушенного собора . Был построен новый шпиль, восстановлены поврежденные скульптуры (в том числе знаменитые горгульи и химеры), приведена в порядок площадь перед входом и поставлено новое оборудование. Хотя многие изменения XIX века сегодня вызывают споры, следует признать, что они были необходимым спасением для разрушенного собора.

Нотр-Дам благополучно пережил суматоху 20-го века, хотя во время Второй мировой войны ракеты разбили некоторые витражи. В 90-е годы в соборе была проведена полная реконструкция. Убрали грязь с фасада и скульптур, восстановили наиболее поврежденные элементы.

План и форма собора Нотр-Дам в Париже

Двухбашенный фасад был оборудован тремя порталами, розеткой, королевской галереей (группа скульптур, размещенных на фасаде) и бифориевой галереей (аркадные окна, разделенные колоннами на две части). Использование подобных архитектурных решений в фасаде здания сделало его чрезвычайно популярным еще при строительстве церкви. Он стал образцом для многих соборов поздней готики.

В храме пять нефов, а трансепт не выходит за пределы церковного корпуса. Интересно, что транспет не похож на пресвитерию , а находится в центральной части здания. Он имеет двойную амбулаторию с венком из часовен и впечатляющим хором. Собор был одним из величайших архитектурных сооружений готического стиля. Высота нефа достигала 35 метров, что стало испытанием для последующих строителей и началом своеобразной гонки между создателями готических соборов. Самыми известными архитекторами, работавшими над строительством храма, являются: Пьер де Монтрей и Жеан де Шель, а также авторы поправок XIX века Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк, Жан-Батист-Антуан Лассю и Поль Абади.

Интерьер

Хотя немногое от средневекового оборудования сохранилось, внутри мы можем увидеть несколько интересных памятников:

  • Розетки — расположены на обеих сторонах трансепта и изображают сцены из Ветхого Завета и Христа в окружении святых . В ясные дни внутри церкви пропускают разноцветный свет.
  • Часовни — точнее, содержащиеся в них картины, написанные Шарлем ле Бруном. Они представляют себе сцены из житий святых, а парижане называют их майскими, потому что в этом месяце члены гильдии принимали здесь участие в особых торжествах.
  • Алтарь — датируется временами реставрации собора, поэтому он намного моложе готических стен Собора Парижской Богоматери. Лишь некоторые из окружающих его рельефов имеют средневековое происхождение.

Кафедра литературы и искусства

Описание всех работ, в которых фигурировало это знаменитое здание, наверное, займет отдельная статья, поэтому остановимся на самых интересных. Одним из первых восхваляющих храм был французский философ Жан де Жандун , который признал его одним из самых важных и красивых зданий в Париже. Затем последовал следующий — французский поэт-романтик Жерар де Нерваль посвятил зданию целое стихотворение, а писатель Виктор Гюго — роман « Собор Девы Марии в Париже» (часто ошибочно именуемый «Горбун из Нотр-Дама»). Это история жизни горбатого звонаря Квазимодо.это, пожалуй, самое известное произведение, в котором собор играет одну из главных ролей.

У него было много экранных адаптаций (включая самую известную, хотя и сильно отличающуюся от оригинальной анимационной версии Диснея 1996 года). Здание также появляется в « Очень богатых часах» герцога де Берри (иллюстрация с Трех Королями). Его интерьер можно увидеть на картине «Коронация Наполеона I» Ж.-Л. Дэвид . Также невозможно перечислить все фильмы, в которых снимался собор. Одна из самых интересных (и менее известных) — анимация под названием Кот в Париже .

Польские художники, вдохновленные Нотр-Дамом, включают художника Конрада Кшижановского , поэтессу Марию Павликовскую-Ясноржевскую и, наконец, Збигнева Герберта , который в своем эссе назвал Нотр-Дам «готическим мастодонтом».

Практическая информация

Дни и часы работы отдела

Собор можно посещать ежедневно, с понедельника по пятницу с 7:45 до 18:45, а по выходным с 7:15.

Осмотр достопримечательностей

Вход в Собор свободный , перед входом стоит очередь на быструю проверку. Обратите внимание, что вам не разрешается входить в храм с багажом. Люди с небольшим рюкзаком или сумочкой должны иметь возможность войти в церковь, но не забудьте проверить содержимое сумок, которые мы приносим.

Помните, что вы также можете посетить сокровищницу, расположенную внутри, вход в башню (вход с другой стороны) и археологический склеп (вход за пределы собора).

Башня

Вход на башню собора возможен каждый день , часы зависят от сезона (летний сезон (апрель — сентябрь) — с 10:00 до 18:30 / зимний сезон — с 10:00 до 17:30), помните, что последний вход возможен примерно за 60 минут до закрытия. Башня закрыта 1 января, 1 мая и 25 декабря. Обратите внимание, что часы работы могут быть изменены в праздничные дни.

Цена обычного входного билета составляет 10 евро , мы купим льготный билет за 8 евро , люди до 18 лет и граждане ЕС до 25 лет могут войти в башню бесплатно .

Вход в башни находится за пределами собора, с левой стороны фасада.

Казначейство

Казначейство можно посещать каждый день (в ризнице) в разное время: с понедельника по пятницу с 9:30 до 18:00, в субботу с 9:30 до 18:30 и в воскресенье с 13:30 до 18:30. вечера. Цена обычного входного билета — 4 евро, льготного билета — 2 евро (до 26 лет), детского билета — 1 евро.

Археологический склеп

Вход в археологическую крипту находится на Соборной площади, вход билет, стоимость нормального тарифа составляет 8 €, в то время как льготный билет стоит 6 евро (для лиц в возрасте 18 — 26 лет), бесплатный вход для людей под 18 лет .

На месте можно арендовать аудиогид (на французском, испанском или английском языках) за 5 евро. Посещение склепа возможно со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00 (последний вход до 17:30). Закрыт по понедельникам, 1 и 15 августа.

Место расположения

Адрес : г. 6 Parvis Notre-Dame — Pl. Жан-Поль II, 75004 Париж

Доступ :

Наверное, ни у кого не должно возникнуть проблем с тем, чтобы добраться до собора, потому что общественный транспорт предлагает нам множество возможностей поехать в самый известный французский храм. Конечно, проще всего добраться на метро или поезде (RER).

Метро: — линия 4 — станция: City or St. Michael — линии 1 , 11, станция: City Hall — линия 10 , станция: Maubert-Mutualité или Cluny — La Sorbonne — линии 7 , 11 и 14 , станция: Châtelet

RER: — Линия B или C, станция Saint-Michel — Notre-Dame.